ЗАО «Транс Логистик Консалт Групп» (ТЛКГ) – довольно молодая логистическая компания с большими планами по расширению сети своих складов. Тем интереснее проследить путь ее автоматизации прямо «с пеленок». Хотя запущен этот «стартап» был только в феврале нынешнего года, уже в мае здесь была внедрена WMS (Warehouse Management System), а сейчас компания завершает полный переход на терминальную технологию на первом из своих складов.
Руководство ТЛКГ составляют люди с богатым опытом работы в логистике, и для них было очевидно, что без четко построенных технологических процессов, реализованных на практике, невозможно оказывать услуги ответственного хранения, предоставлять клиентам высококачественный сервис. Для обеспечения требуемого уровня качества услуг необходима была WMS. Как это обычно бывает в новых компаниях, своих разработчиков в ТЛКГ не было, поэтому внедрять соответствующее решение собственными силами она не могла — нужен был поставщик с хорошей технической поддержкой, обладающий достаточным опытом и ресурсами.
Тендер по выбору WMS проводился довольно долго, и в результате ТЛКГ выбрала решение Logistics Vision Suite, внедрением которого занимается ant Technologies. По словам Романа Аникина, ИТ-директора ТЛКГ, такой выбор обусловлен тем, что ant Technologies имеет достаточный опыт работы именно с 3PL-операторами, что не так часто встречается среди поставщиков ИТ-решений для логистики. «Если Manhattan “заточена” под розницу, Exceed ориентирована на паллетную обработку, то здесь мы увидели гибкое решение с развитой функциональностью уже в базовой поставке, — говорит он. — При этом видны и опыт консультантов, и серьезная техническая поддержка, имеющая хорошую практическую базу. Кроме того, компания поставляет большой спектр оборудования, что для нас важно, так как мы не хотели выбирать много подрядчиков на организацию Wi‑Fi‑сети, поставку ПО и маркировочного оборудования, а также его монтаж на нашу технику. Конечно, мы работаем не только с ant Technologies, но и напрямую с производителем, однако хотелось бы минимизировать число подрядчиков и поставщиков, получать решение “из одних рук”, поскольку в таком случае нам проще контролировать процесс внедрения решения, заметно уменьшается риск срыва сроков и становится возможным сокращение дополнительных расходов».
Первым шагом в процессе внедрения WMS стала разработка технологического процесса и настройка базовой версии системы под нового важного клиента ТЛКГ. Однако в результате переговоров этот последний отказался от услуг компании, а через две недели был подписан договор с другим клиентом, что потребовало уже иной технологии и дополнительного оборудования. Соответственно процесс внедрения WMS начался с настройки системы под него. Но так как работу нужно было начинать срочно, приняли решение на первых порах вести учет «на бумаге». Через две недели система была настроена, и всё ведение учета перевели в нее.
Но встала другая проблема: разработанный под этого клиента технологический процесс требовал терминального оборудования, которое все еще не было введено в эксплуатацию. Поэтому технологический процесс был построен следующим образом: вся информация вносилась в систему, велся учет по местам хранения, а выдача заданий осуществлялась на бумажных носителях. То есть после приемки сотрудник вручную вносил на бумагу данные о количестве принятого товара и передавал их оператору, который, в свою очередь, руками же вносил их в систему. Естественно, на процесс сильно влиял человеческий фактор, что означало появление ошибок.
«Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем правильность решения, которое было принято, — заключает Роман Аникин. — Запуск на основе “бумажной технологии” позволил нам за короткий срок обеспечить технологическую поддержку производственного направления. Естественно, были некоторые нюансы, проблемы. Часть из них связана с бумажной технологией, и эти проблемы мы устраняем в данный момент путём перехода на технологию терминальную и совершенствования бизнес-процессов». Часть из них — приемка, отгрузка, маркировка, сортировка товара — уже переведена на терминалы. В ближайший месяц планируется полностью перевести склад на терминальную технологию. Такие сроки Роман Аникин объясняет тем, что изменяется сама технология работы: устанавливается и маркируется стеллажное оборудование, вводится узкопроходное хранение, и на описание нововведений необходимо некоторое время.
Ситуация усугубляется тем, что не весь товар, который изначально завозился клиентами, был промаркирован, а значит, с ним тяжело работать — необходимо вручную вводить артикул, который может достигать двадцати символов, что опять же может вызывать ошибки. В данный момент для решения этой проблемы введено тотальное штрихкодирование. То есть товар маркируется либо клиентом непосредственно на производстве, либо сотрудником склада при приемке. Производится сортировка по категориям хранения, всё раскладывается на паллеты, и в WMS формируются этикетки, которыми маркируется каждая единица товара. В системе заложены минимальные единицы обработки, принимаемые от клиента и отгружаемые ему, — это может быть как штучный товар, так и какая‑то минимальная упаковка. По данным системы при приемке формируется весо-габаритный лист и указывается, какие позиции в каком объеме необходимо маркировать и для каких должны быть измерены вес и габариты. При этом штрихкод не генерируется самой системой — он закачивается из системы клиента через интерфейс обмена при каждой поставке, то есть принцип формирования этикетки подается клиентом. Это еще одна услуга, которую оказывает компания, поскольку дальше клиент может использовать штрихкод в своей дилерской сети и на перевалочных складах.
Сейчас компания работает с тремя типами клиентов, для которых соответственно используются три технологии товарообработки. Есть у неё, к примеру, клиент, поставляющий мелкие автозапчасти — от кузовных деталей до гаек; его активный ассортимент включает более 20 тысяч позиций. Этого клиента можно назвать классическим розничным поставщиком. Все поставки с таможенных складов приходят на склад ТЛКГ, где товар обрабатывается — оказываются услуги по его приемке, сортировке и маркировке штрихкодом, после чего он сдается на хранение и могут быть оказаны услуги по штучному отбору и отгрузке заказов для конечных потребителей. Таким образом, на данный момент ТЛКГ производит всю цепочку поставок — начиная с приемки товара и заканчивая его доставкой конечному потребителю. Для удобства работы товар категоризируется — разделяется по типам (скажем, кузовные и мелкие детали). Товарооборот в среднем составляет от одной недели до месяца. В системе ведется как количественный учет по местам хранения в разрезе атрибутов, так и суммовый. Именно такой клиент был первым, и как раз для него и была внедрена бумажная технология, когда работник склада выполнял задания, которые печатались ему из WMS. Сейчас же при работе с этим клиентом используется терминальная технология — операции приемки, отгрузки, маркировки и сортировки товара осуществляются с помощью терминала сбора данных.
В ближайшее время к этим типам работ добавятся размещение и отбор товара, то есть на терминальную технологию будет переведена вся работа с клиентом. Соответственно вся зона хранения, выделенная под клиента, промаркирована, введена маркировка паллет штрихкодами. Таким образом исключается человеческий фактор и повышается скорость обработки, поскольку не нужно искать глазами местонахождение товара, а в случае ошибки можно ее зафиксировать.
Помимо этого для исключения ошибок вводится конвейерный контроль, который будет производиться в три этапа: непосредственно в зоне хранения; затем визуальный контроль с укладкой товара в короба с помощью терминалов и баз данных; третий этап — контроль в системе видеонаблюдения, который отслеживает всё движение товара от момента его отбора из ячейки до отгрузки. И хотя процесс отгрузки и отбора товара при этом несколько замедлится, благодаря этим мерам повысится уровень сервиса и качество работы.
Как только весь склад будет переведен на терминальную технологию, компания сможет ввести волновой отбор: в соответствии с правилами безопасности вначале работает техника, с помощью которой необходимый товар снимается с полок, выполняется пополнение подборного ряда, а затем, когда техника выезжает из прохода, туда заходят комплектовщики и производят штучный отбор. Это ускоряет процесс отбора, позволяет оптимальным образом использовать ресурсы, распределять задачи для разных типов техники и персонала и при этом избежать несчастных случаев. И здесь роль WMS будет так же высока: на основании внесенных в нее данных — топологии склада, имеющегося типа оборудования, приоритетов отгрузки заказов — система будет выдавать задание сотрудникам.
Второй тип клиентов — те, кто заказывает паллетное хранение, более простое для компании, поскольку нет необходимости в сортировке товара и его обработке. При этом приемка товара также производится с помощью терминала, паллета маркируется этикеткой и размещается в стеллажи до отгрузки клиенту. Но и здесь на первом этапе возникла нетривиальная задача. Дело в том, что клиенты предоставляют паллеты разных видов — европалеты, американские, финские, китайские и т. д., — которые могут занимать более одного места по стандартной топологии склада. Встал вопрос, как учитывать такие паллеты в системе, чтобы избежать коллизий при размещении. Для этого сотрудники ИТ-отдела настроили гибкий алгоритм, позволяющий оптимизировать размещение нестандартных паллет.
Третий тип — клиенты, чей товар может храниться на полу. Это также паллетная обработка, которая мало чем отличается от второго типа. Тут используется штабельное хранение, и система должна просто учитывать весо-габаритные характеристики, категорию товара и сообщать, как следует формировать штабель, указывая соответствующую зону размещения.
Хотя функционал WMS весьма широк, перед ТЛКГ встали и такие задачи, которые с помощью этой системы на момент ее запуска реализовать было невозможно. Одна из них — обеспечение онлайнового взаимодействия с клиентами: необходимо было предоставить им возможность самостоятельно просматривать товарные остатки на складе и список готовых к сборке заказов. Кроме того, было важно обеспечить для них интерфейс, с помощью которого они могли бы сами передавать в WMS данные о планируемых поставках.
Для реализации этого функционала ТЛКГ самостоятельно разработала и внедрила веб-портал, и клиенты успешно с ним работают. Веб-портал способен генерировать ряд отчетов и содержит несколько блоков. Первый блок — это модуль отчетности, работающий в режиме онлайн. К примеру, если клиент хранит товар, имеющий срок годности, он может оценить объем товара, у которого этот срок подходит к минимуму. Второй модуль формирует данные для отделов планирования по заказу товара и данные для анализа. Он пока находится в стадии доработки.
И последний блок являет собой дополнение к интерфейсу обмена данными; он позволяет клиенту передать файл на портал, после чего можно увидеть, что ожидаемая поставка появилась в системе ТЛКГ и менеджер обрабатывает ее. Благодаря этому модулю обмена данными работа по внесению планируемых поставок в систему полностью автоматизируется. При введении нового клиента специалисты ИТ-отдела описывают удобный для него формат обмена. В компании существует внутренний стандарт, и при желании клиент может воспользоваться им, но в 90 % случаев клиенты предоставляют свои форматы обмена данными, под которые приходится создавать адаптер. «Базовый функционал WMS является достаточно большим по функционалу, но наши надстройки сделаны для того, чтобы клиенту было удобнее работать с нами, — отмечает Роман Аникин. — Ну а нам на этот интерфейс удобно “навешивать фишечки” своими силами».
Кроме того, между WMS и бухгалтерией в системе «1С: Бухгалтерия» организован обмен данными об объемах хранения товаров и оказания услуг. Для каждого клиента настроен импорт в бухгалтерскую систему, где выставляются бухгалтерские счета и подготавливаются акты, то есть ведутся взаиморасчеты.
«Людей мы берем “с нуля”, что обусловлено нашим географическим местоположением, поскольку на одной площадке с нами находится около восьми операторов, которые съели практически весь рынок персонала в Домодедове, — жалуется Роман Аникин. — Мы находимся далеко от Москвы, и не любой специалист хотя бы среднего класса захочет ездить сюда». Однако благодаря хорошо поставленному процессу для обучения рабочего обычно бывает достаточно двух недель.
Каждый сотрудник компании прежде всего проходит обучение по работе с системой и аттестацию. Контроль за этим процессом, а также за уровнем квалификации персонала возложен на бизнес-аналитиков, которые по совместительству являются менеджерами по обучению. Они состоят в штате ИТ-отдела и занимаются технологическим процессом. Кроме того, компания выделяет наставников — старших по смене в группе кладовщиков, которые контролируют исполнение технологии.
Специалисты ant Technologies, конечно, тоже участвуют в обучении, но они передают знания только специалистам ИТ-отдела. Причем к этой схеме в ТЛКГ пришли не сразу — изначально интеграторы обучали и складской персонал, но поскольку у него гибкий график, затруднительно было составить долгосрочный план обучения всех сотрудников и задача эта оказалась дорогостоящей.
ТЛКГ планирует создавать сеть логистических складов и уже сейчас заявляет о готовности строить её на базе той же WMS. При этом московское отделение возьмёт на себя роль единого центра экспертизы — здесь будут тестироваться технологии, дорабатываться ПО и создаваться технологии обучения персонала в регионах. Всю эту работу за пределами Московской области компания планирует выполнять собственными силами, что освободит её от излишних затрат. «Мы уже знаем свои процессы, понимаем, как мы хотим их строить, — уверен Роман Аникин. — Иметь свой персонал всегда удобней, ведь в этом случае минимизируется риск дефицита ресурсов. В ситуации, когда клиент заезжает на склад в сроки от одного до трёх дней, мы не можем позволить себе роскошь ждать настройки системы и отказать ему в обработке.
Тиражировать решение не сложно, мы можем сами поддерживать версионность и производить обновления». В дальнейшем ТЛКГ рассчитывает создать свой центр техподдержки по аналогии с тем, который есть у ant Technologies. Он будет работать круглосуточно и обслуживать все регионы.
Специалисты «АНТ Технолоджис» реализовали проект по оптимизации работы контейнерного железнодорожного терминала
Перед компанией стояла задача – автоматизировать погрузочно-разгрузочные работы и оцифровать коммуникации с контрагентами и партнерами.
«АНТ Технолоджис» по итогам успешного пробного периода тестирования ant Yard Management System переводит систему в промышленную эксплуатацию...
Компания Mantis получила награды и призы на церемонии награждения Supply Chain Awards 2022
Андрей Хвостиков
+7 (495) 785-72-28
ant Time Slot Management как услуга
приглашаем воспользоваться бесплатным периодом