Как измерить логистику

ВЕДОМОСТИ Форум - приложение к газете "Ведомости" 2007г. | Александр Усов, директор компании ant Technologies

Современные задачи логистики

В настоящий момент все большее значение на логистическом рынке придается использованию информационных технологий, которые помогают эффективно управлять движением товарных потоков в цепочке поставок, позволяя при этом эффективно решать целый ряд задач.

В современных условиях логистического рынка, характеризующегося сложностью прогнозирования перспектив по поставкам и высоким уровнем конкуренции (как между российскими компаниями, так и со стороны западных игроков), компании сталкиваются с необходимостью повышения эффективности и усовершенствования бизнес-процессов, снижения себестоимости операций, развития новых дополнительных сервисов и услуг. Еще одна сложность состоит в расплывчатости границ бизнеса, и многие компании, инвестируя значительные средства в логистику, осваивают новые сферы деятельности - ответственное хранение, обработку товарных потоков и другое.

Среди основных задач логистики следует особо выделить задачу обеспечения эффективного взаимодействия всех участников цепочки поставок: полный контроль за движением товара, его отслеживание с момента возникновения спроса, производства до попадания к конечному потребителю, точное исполнение заказов, минимизация их стоимости, контроль за наполнением полок товаром и другое. При этом очень важно обеспечить беспроблемный информационный обмен между всеми участниками цепочки поставок.

Таким образом, информационное обслуживание может быть направлено на реализацию всех вышеперечисленных задач. Оно должно включать в себя прогнозирование и стимуляцию потребностей, планирование их удовлетворения и отслеживание исполнения планов по цепочке поставок на складах и транспорте.

Классы систем

При использовании современных информационных технологий применяются два подхода: решение всех проблем управления цепочкой поставок в рамках единой системы и внедрение информационных систем специализированного назначения, сфокусированных в первую очередь на решении логистических задач и обладающих широким спектром дополнительного функционала.
Мы поддерживаем подход, предполагающий как использование систем планирования ресурсов предприятия (ERP), так и специализированных систем управления цепочками поставок (SCM)(например, в портфолио нашей компании представлены системы таких производителей, как Syncron, Mantis (Logistics Vision) и Radio Beacon).

Следует различать возможности этих двух классов систем. ERP-системы предназначены прежде всего для оптимизации управленческих процессов, в то время как SCM-приложения направлены на повышение производительности и исполнения в цепочке поставок. Именно с помощью таких инструментов принимаются управленческие логистические решения, и эти системы уже подтвердили на практике свою быструю окупаемостью и результативность.

С точки зрения информационных технологий логистический контур управления предприятием – это единая модульная система, отвечающая за автоматизацию следующих направлений:

  • прогнозирование потребности и планирование восполнения запасов (Inventory Vision);
  • управление исполнением на производстве (Plant Vision);
  • управление складом и транспортом(Warehouse и Transportation Vision).

Прогнозирование потребности и планирование восполнения запасов

Системы прогнозирования потребности и планирования восполнения запасов (Inventory Vision) призваны оптимизировать капитальные вложения в складские запасы или производство с одновременным достижением заданного уровня сервиса. Как работает такая система? Для начала следует определить, какой товар и в каком объеме нам необходим. Приведем простой пример. Потребителю нужно 100 единиц товара, а у меня на складе только 50, значит, потребитель купит остальные 50 единиц у моего конкурента. Как поднять в этом случае уровень обслуживания? Ведь нельзя заранее с точностью знать, когда и сколько товара потребуется клиенту, поэтому на складе необходимо иметь страховой запас, а это - дополнительные инвестиции, повышенная стоимость обработки товаров на складе и т.д.

SCM-система как раз способна проанализировать весь сбыт, разделить его на классы (восходящий трек, нисходящий трек, и т.д.), рассчитать прогнозы поступлений заказов и, используя полученные статистические данные и политику заказов, выделить ограничения, сформировать план восполнения запасов, наложить на него факторы риска, связанные с доставкой по ЖД и таможней.

Таким образом, информационные системы позволяют выработать идеальный прогноз потребностей, ввести ограничения и получить план, который позволит максимально удовлетворять потребности клиентов. Какую отдачу можно ожидать от использования таких систем?

Допустим, компания с годовым оборотом около $40 млн. содержит страховой запас порядка $8-10 млн. Наша экспертная оценка показывает, что если такой компании удастся снизить страховой запас на 30%, то ежегодная экономия финансовых средств может составить около $300 тыс., то есть можно ожидать, что внедренная информационная система окупится менее чем за год.

Грамотное прогнозирование сбыта и планирование восполнения потребностей позволяют компании увеличить свои конкурентные преимущества и укрепить свои позиции на рынке посредством достижения стратегического уровня сервиса (97-98%), снижения стоимости страховых запасов, увеличения оборота склада, увеличения продаж и улучшения взаимоотношений с поставщиками.

Управление исполнением на производстве

Системы управления ресурсами предприятия воспринимают производство, как некий черный ящик, в который попадает сырье, а на выходе - готовая продукция. Но производственный процесс - это сложный механизм, и чтобы им эффективно управлять, необходимо понимать принципы работы на производстве. Системы управления исполнением (Plant Vision) разбивают производство на фазы, на каждой из которых создаются определенные компоненты. Грамотное управление исполнением на производстве позволяет осуществлять управление и мониторинг за потоком материалов и упаковки, полуфабрикатов и продукции в производственной и смежных зонах с целью обеспечения прозрачности статусов на различных фазах, получения оперативной информации и своевременности реакции, обеспечения полной прослеживаемости движения и генеалогии производственных партий. Таким образом, эти системы делают производство более прозрачным, информация о выполнении производственных планов становится более объективной, и управленческие решения основываются на более достоверной информации.

Управление складами

Система управления складами (WMS, Warehouse Vision) – один из наиболее интенсивно развивающихся сегментов рынка логистических ИТ-решений. По нашим оценкам, средний ежегодный рост этого сегмента составляет порядка 50%, и логистические операторы или компании, развивающие собственную логистику и инвестирующие в складские комплексы, обращают пристальное внимание на управленческий ИТ-инструментарий. WMS-системы  предназначены для автоматизации управления и мониторинга за четырьмя складскими ресурсами: складским пространством, материалами и товарами, людскими и техническими ресурсами.

Каков принцип работы этих систем? Пространство, товар и заказы имеют свои характеристики, в зависимости от которых строится стратегия обработки заказов. Она разбивается на задания, при этом целью является обработка максимума товаров или заказов при использовании минимального количества ресурсов. Наш опыт показывает, что внедрение такой системы управления может повысить производительность работы склада на 30-50%. При этом предприятие может значительно сократить затраты на складской персонал, повысить потребительский уровень и качество сервиса, улучшить оборачиваемость склада и увеличить товаропоток.

В настоящий момент в России идет интенсивное развитие сегмента профессиональных поставщиков логистических услуг (3PL-операторов), и в связи с этим мы отмечаем высокую потребность в логистических ИТ-решениях. Например, недавно нашей компанией был реализован проект по внедрению системы управления складским комплексом у крупного 3PL-оператора - "ЮниТранс Логистик". Максимальный эффект от внедренной системы достигается за счет того, что компания в кратчайшие сроки способна перестроить свою технологию обработки товара под индивидуальные требования каждого нового клиента. Оператор может также гибко реагировать на изменяющиеся требования клиентов, автоматически снижать влияние человеческого фактора, улучшать качество предоставляемых услуг, привлекая тем самым больше клиентов, получая больший доход и эффективно развивая свой бизнес.

Использование информационных технологий направлено на совершенствование логистических процессов и достижение экономических выгод. Мы не можем улучшить то, что не можем измерить, а информационные технологии как раз делают бизнес измеряемым и помогают вывести его на новый уровень эффективности.



Версия для печати
свяжитесь с нами: +7 (495) 785 72 28