Рынок складской недвижимости постоянно развивается, увеличивается доля качественных площадей. На фоне развития логистической отрасли современных складских помещений по-прежнему не хватает. Многие логистические комплексы не соответствуют текущим требованиям и высоким темпам развития грузооборота, организация работы предприятия, построенная в основном на ручном труде и бумажном документообороте, не справляется с увеличивающимся грузопотоком. Качество предоставляемого сервиса и услуг далеко отстает от общемировых стандартов.
Складам предприятий, нацеленных на высокую эффективность и конкурентоспособность, необходимы прогрессивные методы организации управления – современные ИТ-технологии, ориентированные на четкое планирование и координацию компонентов всех процессов (приемка, обработка, размещение, хранение, комплектация, отгрузка), контроль и управление деятельностью работников с минимальными затратами. Cкладское хозяйство, построенное на рациональном использовании площадей, приносит максимальный эффект, достигается это путем оптимальной организации складирования, складских технологий и оборудования.
Внедрение WMS системы управления складом – решение, которое позволяет максимально выстроить эффективную организацию процессов учета, контроля и управления, исключить количество ошибочных операций, т.е. уменьшить действие человеческого фактора. Базовый функционал WMS предусматривает поддержку документооборота, охватывающего прием, отпуск товара, инвентаризацию остатков и отчеты о товародвижении. Зачастую склады имеют различную специализацию, что требует персонального подхода к системе организации складских операций. При выборе WMS-системы управления складом необходимо учитывать его своеобразие, так как многие программы обладают стандартной функциональностью, с трудом адаптируемой под специфику склада.
Когда WMS-система нужна вашему складу. Подробная информация ⇒
Представленная на российском рынке WMS-система Logistics Vision Suite обладает богатой функциональностью, решает задачи эффективного использования складского пространства, оптимизации процессов приемки, размещения, сбора заказов и отгрузки товара с максимальной точностью. Благодаря широким возможностям системы по управлению основными ресурсами склада: пространством, товаром, техникой и персоналом заказчик получает широкий набор настраиваемого и управляемого функционала: централизованная поддержка сложной структуры многопрофильного предприятия, поддержка неограниченного количества многомерных единиц, различных систем хранения, единиц измерения товара, возможность учета сроков годности и характеристик хранения, рациональное распределение заданий между складкой техникой и т.д.
При принятии решения об автоматизации склада и внедрении WMS-системы необходимо четко обозначить цели внедрения и функциональные требования к системе. Провести анализ функциональных возможностей на предмет, какая именно из представленных систем подходит под топологию данного склада, выполняет ли она требования на уровне стандартного функционала или дополнительных отраслевых решений. Заказчику необходимо оценить объем возможных доработок, стоимость и сроки внедрения, затраты на дальнейшую эксплуатацию, количество успешных проектов, в том числе на предприятиях схожей направленности.
Рассмотрим последовательность, выстроив цепочку действий интегратора во время внедрения WMS-системы. Начнем с нулевого этапа, без которого, в большинстве случаев, не обходится ни один проект - проведение тендера по выбору ИТ-системы.
В начале заказчик формулирует требования, ожидаемые от внедрения системы, которые могут быть представлены как обязательные, желательные и перспективные. Последний вариант закладывается на случай развития системы с учетом формирования дополнительных требований.
В свою очередь проектный отдел интегратора формирует техническую документацию, подтверждающую наличие необходимых методик, навыков реализации проекта, опыта проектной команды, демонстрации реализованных решений. Итогом тендерной работы является сформированное коммерческое предложение с ценами и планом работ. По завершении тендера и выбора поставщика услуг интегратор приступает к проекту по внедрению WMS-системы, который условно делится на несколько шагов, отличающихся друг от друга спецификой решаемых задач.
Реализация проекта внедрения WMS-системы начинается с анализа бизнес-процессов с целью формирования функциональных требований для разработки технического задания (ТЗ). Со стороны интегратора привлекается бизнес-аналитик, который помогает заказчику определиться с требованиями к системе, формирует процессы новой модели склада, разрабатывает детальный план внедрения WMS. Со стороны клиента к этому времени организуется команда внедрения, которая проходит интервьюирование с бизнес-аналитиком с целью изучения товарного ассортимента, бизнес-процессов работы существующей модели склада. Здесь же формируются задачи по интеграции WMS с внешней управляющей ERP-системой. Как правило, проектная группа заказчика складывается их трех специалистов, один из которых курирует вопросы логистики, другой – ИТ, третий является координатором всего проекта. Состав проектной команды зависит от специфики работы склада и может меняться. Например, от логистического направления может быть представлено несколько логистов, которые формируют требования к обработке товара или в одном специалисте может быть заключен и логист и ИТ-специалист.
После оформления результатов предпроектного обследования, которое содержит информацию об объекте внедрения, бизнес-процессах, задачах, составе работ, содержание проекта внедрения, команды внедрения, данный документ согласовывается на стороне интегратора и передается на согласование второй стороне.
При формировании ТЗ может сложиться ситуации, когда клиент не может сформулировать требования к работе системы, так как не может определиться, как она должна работать, и правильно ли организованы бизнес-процессы склада. Эта неопределенность затягивает сроки формирования и согласования ТЗ, так как заказчик начинает менять требования. В этом случае рекомендуется привлечь специалистов, оказывающих услуги в области логистического консалтинга, которые помогут грамотно сформулировать новые требования.
Итогом работ по первой части являются сформированные и подписанные документы: техническое задание, детальный план и устав проекта. В уставе отражается взаимодействие между командами, детально описывается внедрение, управление рисками, проектная команда.
Второй этап можно разбить на две части, работа по которым ведется параллельно:
В этом случае со стороны интегратора привлекаются специалисты группы «Интерфейса» – выделенного подразделения в структуре компании.
Разработчики подразделения «Интерфейса» взаимодействуют с ИТ-специалистами заказчика по подготовке ТЗ на интерфейс обмена, где описываются документы обмена, используемые протоколы. Затем следует настройка интерфейса со стороны WMS-системы. Все работы проходят в соответствии с согласованным ТЗ на территории разработчика. Общее время продолжительности работ составляет 1 – 1,5 месяца. Данные две части, как правило, проходят без серьезных сложностей, все требования к интерфейсу обмена определены и прозрачны. При конфигурировании основным риском может быть необходимость доработки нестандартной функциональности. Разработка специфического функционала требует дополнительного времени на настройку и тестирование, что увеличивает продолжительность третьего этапа.
Здесь первоначально проводится обучение ключевых специалистов заказчика. Качественное обучение сотрудников, освоение и понимание ими алгоритмов работы WMS-системы являются важным элементов проекта внедрения. От результатов проведенных тренингов зависит способность клиента работать с введенной в эксплуатацию системой и эффективность всего проекта в целом. Обучение пользователей проводится в учебном консультационном центре (УКЦ), оснащение которого максимально приближено к реальным условиям эксплуатации системы. УКЦ комплектуется всем необходимым оборудованием, чтобы максимально приблизить процесс обучения к реалистичным условиям эксплуатации системы и сымитировать рабочие процессы: разворачивается WI-Fi сеть, подключаются терминалы сбора данных и принтеры печати этикеток. Тренинг проводится на обыгрывании реальных ситуаций, которые позволяют хорошо понять алгоритмы работы системы. В качестве основы для тренинга используется документация на систему, учебные программы и материалы, адаптированные под конкретные задачи каждого проекта. Параллельно с обучением персонала проводится тестирование системы на предмет соответствия требованиям ТЗ, в процессе работы могут быть выработаны корректировки и изменения к ее настройкам. По завершении обучения и тестирования WMS прототип системы устанавливается на тестовый контур склада, где он самостоятельно продолжает тестирование. Как правило, в этот период осуществляется ввод справочных данных в новую систему. После выявления и устранения всех замеченных недостатков стороны приступают к подготовке запуска системы управления складом на объекте.
Процесс запуска складывается из нескольких шагов:
Параллельно с подготовкой к запуску системы в учебном центре тренерский состав интегратора на уже готовой к внедрению системе проводит обучение линейного персонала (начальников смен, администраторов, диспетчеров и.т.п.).
Процесс «передачи прототипа» обычно проходит гладко, тестируется система, вырабатываются замечания, которые исправляются командой внедрения. В ходе тестирования и приемки системы у заказчика могут возникнуть дополнительные пожелания по настройке системы, не отраженные в ТЗ, которые требуют дополнительных изменений в настройке WMS. Работы согласовываются, проходит процесс перенастройки, подгонки системы под оптимальную работу. По окончании процесса обучения следует финальная часть внедрения.
Ввод системы в эксплуатацию становится возможным только после подготовки ИТ-инфраструктуры: серверов, сетевой инфраструктуры, WI-FI, радиотерминалов и другого оборудования, на которое устанавливается WMS-система. В рамках данного этапа разрабатывается «Методика внедрения», в которой пошагово описываются процессы запуска WMS, ввода справочных данных и внесения товарных остатков, после согласования и утверждения документа интегратор совместно с клиентом приступают к работе. Линейный персонал повторно проходит тренинг уже на собственном объекте.
В течение десяти дней или более длительного периода, согласно оговоренного сторонами срока, специалисты интегратора продолжают обучение линейного персонала, осуществляя авторский надзор за работой людей и эксплуатацией системы. Параллельно может продолжаться тестирование системы и учет особенностей, которые первоначально при проектировании WMS могли быть не очевидными.
Конечно, основным риском в этом случае является человеческий фактор, пытающийся в силу природы «заставить» работать систему по прежним привычным правилам. Здесь важна слаженная работа обеих проектных команд. После проведения процедуры ввода остатков при помощи инвентаризации или другими методами, а также запуска интерфейса обмена с ERP-системой склад начинает работать по-новому, под управлением WMS-системы. При этом, поскольку никто не готов останавливать бизнес и отгрузки со склада – полный процесс перевода всех остатков и всего склада под управление WMS в некоторых случаях может идти последовательно и занимать несколько недель.
Существует множество факторов, которые влияют на успех проекта внедрения системы, но наиболее существенным для бесперебойной работы внедренного решения является наличие квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать функционал системы в рабочем состоянии. Традиционно, первый эшелон технической поддержки системы осуществляют сотрудники заказчика, а более сложные вопросы и запросы на развитие передаются интегратору. Компании с большим опытом внедрения WMS-систем оказывают услуги технической поддержки внедренной системы с оказанием широкого спектра услуг – от консультаций и обучения персонала до круглосуточной поддержки, 7 дней в неделю, в режиме реального времени. Учитывая открытость и гибкость системы, дальнейшее развитие и изменение настроек под новые потребности можно осуществлять самостоятельно либо с привлечением интегратора.
Logistics Vision Suite работает на складах разной сферы деятельности и специализации: V7склад, DPD, "Елтранс плюс", "МГЛ МЕТРО ГРУП ЛОГИСТИКС", STS Logistics, Smart Logistic Group, GLP, "Авеста Фармацевтика", "МИНИМАКС", Simple, "Центральная Дистрибьюторская Компания", METRO, Incity, "Алвиса", "Айсберри" и другие.
Выставка СЕМАТ Russia | 17 – 19 сентября 2024 | Крокус Экспо, Павильон 1, Зал 4, Стенд D315
Компания «АНТ Технолоджис» объявляет о переводе системы ant Time Slot Management в промышленную эксплуатацию после успешного завершения проб...
Поговорим о программном обеспечении, предназначенном для управления транспортными средствами на прискладской территории. О его назначении и ...
Компания Mantis получила награды и призы на церемонии награждения Supply Chain Awards 2022
Андрей Хвостиков
+7 (495) 785-72-28