Ставка на качество (о проекте в "БРАЗИС Логистика")

Директор информационной службы №1/2009

Руководители группы компаний «Бразис» сделали ставку на развитие качественных 3PL-услуг, создав компанию «Бразис Логистика» и внедрив в ней современную WMS-систему, призванную обеспечить высокий уровень услуг

Михаил Глинников

По оценке специалистов в области логистики, 60—70% расходов в этом бизнесе приходится на аренду складских помещений и около 30% — на оплату труда персонала. Поэтому когда владельцы компании «Бразис» приняли решение создать логистическую компанию по предоставлении 3PL-услуг, они начали со строительства собственного складского комплекса класса А и формирования необходимой инфраструктуры. В смету проекта были изначально включены и расходы на современную информационную систему.

В октябре 2008 года первую очередь складского комплекса на 22 тыс. палето-мест запустили в эксплуатацию. Склад оснащен современным оборудованием, а ровный пол с антипылевым покрытием способен выдерживать нагрузки до 8 тонн на один кв. м.

Ситуация на рынке

«Еще пару месяцев назад рынок логистики был перенасыщен, — вспоминает руководитель ИТ-подразделения компании “Бразис Логистика” Василий Коваль. — Все, кто имел свободные площади, сдавали их под склады». С началом кризиса на рынке 3PL-услуг началось движение: клиенты начали сниматься с «насиженных» мест и переходить на склады с более качественными услугами. «Сейчас мы наблюдаем приток небольших клиентов (они используют в среднем 1—2 тыс. палето-мест), которые переходят с очень крупных складов класса А на наш склад», — отмечает Коваль. По его мнению, складские комплексы среднего размера класса А привлекают их тем, что не берут наценку за брэнд и в то же время обеспечивают высокое качество обслуживания.

«Небольшие компании-клиенты — это более проблемные компании, их логистическая цепочка не столь хорошо отлажена, и, естественно, ее совершенствование ложится на нас», — продолжает Коваль. Поэтому руководству «Бразис Логистики» очень важно предварительно оценить, во сколько будет обходиться обслуживание каждого клиента на складе.

«Мы, как логистический оператор, компания молодая, и пробиваться на рынок нам непросто. За последние два года появилось очень много новых операторов, да и прежние существенно расширили свои масштабы. Борьба на этом рынке идет за уровень обслуживания, — продолжает беседу операционный директор компании “Бразис Логистика” Вадим Кордье. — Логистика — сопровождающий бизнес, и наша главная задача — органично включиться в бизнес-цепочку клиента». Успешно решить эту задачу призвана современная WMS-система.

Нужны гибкость и универсальность

Основным инициатором внедрения WMS-cистемы стал операционный директор компании, у которого, начиная с середины 90-х годов, накоплен солидный опыт в области автоматизации логистики. Был проведен анализ шести WMS-систем ведущих российских и зарубежных разработчиков. В первую очередь обращали внимание на гибкость системы в настройке, степень ее адаптации к бизнес-процессам клиента, универсальность, надежность, умеренные требования к оборудованию, уровень технической поддержки, цену (устраивали решения в диапазоне от 100 тыс. до 1 млн. долл.). В результате была выбрана система управления складом Logistic Vision Suite, которую в России представляет компания ant Technologies.

Процесс внедрения занял два с половиной месяца и проводился в несколько этапов. Первый этап — составление спецификаций и согласование бизнес-процессов для настройки системы на работу склада с учетом стеллажей и техники — начался в августе 2008 года и занял около двух недель. Второй этап — разработка прототипа системы и его тестирование. Эти работы заняли три недели.

Третий этап — передача прототипа и работа с отчетами. «В тот момент у нас появился первый клиент и мы начали заносить в систему его торговые справочники, закупили сетевое беспроводное оборудование, точки доступа, построили сетевую инфраструктуру», — вспоминает Коваль. Этот этап занял также три недели, его итогом стала сдача WMS-системы в промышленную эксплуатацию.

Четвертый этап включал окончательную настройку всей системы и устранение ошибок. «По нашей вине cеть Wi-Fi потеряла связь с сервером баз данных через радиотерминал из-за того, что не были учтены некоторые особенности новой версии Microsoft Windows Server и ее обновлений. Разработчики WMS-системы оперативно подсказали, как исправить ситуацию, необходимые изменения были произведены в течение суток. В этот краткий период мы работали по бумажной технологии, и это явилось хорошим подспорьем в нештатной ситуации, когда водители погрузчиков производили размещение и перемещение товара в соответствии с указаниями на бумаге, которые распечатывал им оператор из системы», — отмечает Коваль.

Наконец, на пятом этапе было проведено обучение персонала непосредственно на рабочих местах преподавателями компании — партнера по внедрению.

В проекте со стороны «Бразис Логистика» участвовали операционный директор и руководитель ИТ-подразделения, от компании ant Technologies — бизнес-аналитик, настройщик системы, программист отчетов и преподаватели.

Первый опыт

«Если бы мы начинали внедрение заново, то не стали бы экономить на беспроводной сети, — признается Коваль. — Ее пробовали делать своими силами, но получили “мертвые зоны”. Теперь эта работа поручена специалистам компании, внедряющей WMS-систему».

В августе, когда начался запуск системы, самой большой проблемой стал кадровый голод — шел поиск системного администратора и операторов, имеющих опыт работы с системой.

Работа на складском комплексе сейчас идет в три смены — сформированы по три бригады в смене. В каждой бригаде имеются кладовщик, водитель погрузчика и три грузчика, операторы контролируют работу складских сотрудников в системе и печатают документы и отчеты. В системе используются беспроводные терминалы — это фактически КПК со сканером штрих-кодов. В настоящее время внедрение системы завершено, и с ant Technologies заключен договор на ее сопровождении в течение года.

Оптимизация продолжается

С помощью WMS-системы продолжается оптимизация работы склада. Например, используя буферные ячейки, удается оптимально разбить маршрут палеты на несколько этапов, благодаря чему перемещение по складу (а это может быть расстояние в 50—100 м) идет быстрее и обходится дешевле

Благодаря использованию системы оборот товара происходит в полтора раза быстрее, чем при бумажной технологии. Это важно, поскольку увеличение оборота — прямой путь к повышению рентабельности бизнеса.

WMS-система хранит полную историю работы, что дает возможность осуществить анализ затрат времени в логистических процессах. Важна и возможность моделирования. «Любую ситуацию (например, новые предложения по оптимизации управления складом) мы можем смоделировать, используя тестовую базу с учетом реального состояния склада, и оценить результат», — отмечает Коваль.

Один месяц — один клиент

«Несмотря на кризис, сейчас приток клиентов таков, что мы даже подумываем об аренде других складов, которые находятся неподалеку, — указывает Коваль. — Специфика нашего бизнеса такова, что мы можем “запускать” не более одного нового клиента в месяц, поскольку требуется настройка системы под него и обучение персонала работе с его товаром». В настоящее время у компании имеется три клиента.

«Мы ориентированы именно на средних клиентов, — уточняет Коваль. — Их оптимальный масштаб — 2—5 тыс. палето-мест. На весь склад планируем привлечь шесть-семь клиентов». При открытии новых складов компания планирует устанавливать эту же WMS-систему.

Перспективы

В ближайших планах «Бразис Логистики» — автоматизировать работу с зоной отбора (первым уровнем стеллажей; все, что находится выше, называется зоной хранения). При отборе товара система дает указание о его перемещении с верхних стеллажей вниз, чтобы можно было провести отбор.

К лету 2009 года планируется запустить склад полностью в самостоятельную работу и приступить к автоматизации других складов. К этому времени должна быть введена в эксплуатацию вторая очередь складов, которая сейчас строится. «Чем эффективнее будет отлажена работа на первом складе, тем легче нам будет в дальнейшем переносить и масштабировать это решение на другие складские комплексы», — подчеркивает Коваль.

В перспективе намечено внедрить систему «Управление двором», которая позволит отслеживать транспорт, приходящий на территорию складского комплекса, и получать по нему исчерпывающую информацию. В более отдаленных планах — создание собственной автотранспортной компании, развертывание системы управления транспортом и ее интеграция с WMS-системой.


«Бразис Логистика»

Компания входит в группу компаний «Бразис» и предоставляет услуги ответственного хранения и складской обработки грузов любой сложности на складе класса А. В настоящее время компанией в подмосковном городе Видное запущена в эксплуатацию первая очередь нового складского комплекса площадью 12 тыс. кв.м, объемом хранения 22 тыс. палето-мест и площадью мезонина 1000 кв.м. На складе осуществляется хранение продуктов питания, бытовой химии, обуви, запчастей, техники и расходных материалов. Спектр услуг включает хранение товаров, обработку большегрузного и малого транспорта, сортировку и переупаковку товара, комплектацию заказов любой сложности.


Мозг бизнеса

Рассказывает операционный директор компании «Бразис Логистика» Вадим Кордье.

Пока кризис сильно на логистике не сказался, но наш сектор его неизбежно почувствует. В связи с этим нам предстоит пересмотреть свои затраты, чтобы сделать лучшие предложения по ценам. И сейчас мы внимательно анализируем бизнес-процессы. На сегодняшний момент мы пока не вышли на плановые показатели по рентабельности, поскольку склад только запущен и заполнен на 50%. По той бизнес-модели, которую мы закладывали, рентабельность первой очереди должна составить 25—30%.

WMS-cистема — это мозг нашего бизнеса. Если раньше складские системы носили учетный характер, то сейчас они стали управляющими — в них закладывается логика бизнес-процессов, после чего система определяет задания для сотрудников. Всей складской логистикой управляет специалист — администратор WMS.

Я считаю, что информационные технологии очень важны для нашего бизнеса, поэтому собственный ИТ-отдел должен быть обязательно, и администратора системы мы предпочли взять в штат. На аутсорсинг следует отдавать то, что не относится к основным бизнес-процессам. В частности, мы пользуемся технической поддержкой со стороны компании-партнера ant Technologies, установившей WMS-систему. Разумно отдать ей на аутсорсинг и подготовку новых форм от-четов, ведь наши клиенты постоянно вносят изменения в отчеты по ходу своей работы, совершенствуя свою логистику и мониторинг. Для нас как 3PL-оператора это, естественно, выгоднее, чем брать в штат собственного программиста.

Я работаю в этом бизнесе с 1997 года, и если раньше рентабельность составляла 60—100%, то сейчас, конечно же, ситуация сильно изменилась. Очень вырос уровень зарплат, цены на энергоносители, требования и сложность клиентов тоже кардинально изменились. Тем не менее я считаю, что логистика остается перспективным направлением, несмотря на кризис, и в московском регионе услуги 3PL-операторов будут востребованы. Более того, необходимо двигаться в регионы, ведь национального логистического оператора пока нет. Я верю: перспективы у нас хорошие.


Версия для печати
свяжитесь с нами: +7 (495) 785 72 28