Склад on-line

PCWeek Mobile, май 2006 | Татьяна Богатова

Беспроводные технологии в складском деле

Мы постепенно привыкаем, что бензоколонка — это давно уже не площадка, забитая машинами, где грязновато и лужи в бензиновых разводах, так же как и склад перестал быть заброшенным цехом с плохими полами и протекающей крышей. Современный склад — это, как правило, специально оборудованное здание, снабженное системами кондиционирования, видеонаблюдения, безопасности (о чём подробнее мы писали в тематическом обзоре "Решения по автоматизации складов", PC Week/RE, № 6/2006, с. 2, 28). Разумеется, одним из важнейших элементов складского оснащения является программно-аппаратный комплекс на базе соответствующей ИС. В последние годы здесь все чаще применяются беспроводные технологии — сегодня это уже не зарубежная диковинка, а вполне реальные, работающие решения.

Еще три-четыре года назад, когда речь заходила об автоматизации складов, особенно крупных, не обходилось без упоминания мобильных терминалов сбора данных (ТСД). Снабженные сканером штрихкодов, они применялись для учета товаров (обеспечивая одну из складских концепций обработки — "человек к товару") и передачи информации в систему управления складом. Передавать ее ТСД могли либо "проводным" (через специальную подставку, соединенную кабелем с компьютером), либо "беспроводным" (по радиоканалу) способом. Однако даже последний из упомянутых вариантов не соответствует тому, что вкладывается в понятие "беспроводные решения для складов" сегодня.

"Неправильно думать, что термин "беспроводные" подразумевает только возможность использования радиокоммуникаций для передачи данных, — считает директор компании "АНТ Технологии" Александр Усов. — Этот термин просто исторически "приклеился" к складским решениям данного класса. Однако нынешние решения, обозначаемые этим понятием, не ограничиваются лишь дистанционной передачей информации — их правильнее было бы называть "решениями реального времени" или "онлайн-решениями". Это прежде всего организация управления складом, запасом и ресурсами (финансовыми, людскими и пр.). В основе такой технологии — возможность параллельной обработки данных, с её помощью мы можем видеть, где, кто и какие задачи выполняет в данную секунду, как меняется товарный запас, как работают ресурсы склада, она позволяет также ставить задачи на выполнение работ "пошагово" (в тот момент, когда получено подтверждение о выполнении предыдущего задания)".

В соответствии с этим беспроводные технологии включают в себя не только ТСД с радиодоступом, но и соответствующим образом работающую ИС, технологии штрихового кодирования и RFID, средства автоматической идентификации, а также ряд организационных мер, с помощью которых выстраивается система взаимодействия между всеми участниками процесса.

Сегодня за рубежом подавляющее большинство новых складов работает в режиме реального времени. А объем мирового рынка складских ИС класса WMS (warehouse management systems) в 2005 г. достиг 13 млрд. долл. (по данным компании BSE). В России, по наблюдениям Александра Усова, пока действует такой сдерживающий фактор, как соотношение заработной платы персонала и стоимости технологического решения. Однако постепенно преимущества беспроводных технологий перевешивают все издержки.

Почему это актуально сегодня?

Разумеется, потому, что эти технологи становятся востребованными рынком. "В современных условиях жесткой конкуренции во всех сферах бизнеса на первый план выходит минимизация издержек (материальных, временных, трудовых), — считает технический директор фирмы "Галакси" Алексей Безлепкин. — В работе склада традиционные "бумажные" технологии являются "узким" местом, а их использование неизбежно увеличивает количество ошибок, снижает скорость обработки грузов и, следовательно, уменьшает оборот на предприятии в целом. Традиционные автоматизированные комплексы управления складом, безусловно, позволяют организовать более быструю и безошибочную работу, но труд конечных сотрудников склада — грузчиков, кладовщиков, сборщиков — не может быть автоматизирован с их помощью в полном объеме. Им все равно приходится использовать бумажные документы (наряды, формы заказов, накладные) и ручной ввод данных, а значит, проблема возникновения ошибок остается открытой и скорость исполнения не увеличивается". С появлением онлайновых решений возникает возможность замкнуть цепочку "информационная система — исполнитель" с помощью беспроводных технологий. Это, как считает г-н Безлепкин, приводит к существенному повышению точности, скорости работы и снижению количества ошибок до минимального уровня (не более 1%).

Кроме того, в силу нынешних масштабов бизнеса пожилые кладовщицы и неспешные грузчики уходят в прошлое. "Представьте себе склад в 20—40 тыс. кв.м, — приводит пример Александр Усов. — Сколько будет ходить (точнее сказать, прогуливаться по складу, получая зарплату и не выполняя своей непосредственной задачи по обработке товара) сотрудник, чтобы получить очередное задание или отчитаться о выполнении при использовании "бумажной" или пакетной технологии (когда задания загружаются в пакетный ТСД). Можно, конечно, организовать на складе несколько мест выдачи заданий и отчета о результатах, но это — дополнительная техника, люди, снижение надежности системы в целом. Дело может еще более осложниться в случае фармацевтического ассортимента с многообразными требованиями по хранению, учету и сбору данных".

Qui prodest?*

Итак, кому показаны новые беспроводные, точнее, онлайновые технологии на складе? Из всего вышесказанного следует, что в первую очередь в них заинтересованы крупные оптовые и логистические фирмы, дистрибьюторские центры и т. д. Так, компания ВSE позиционирует свое решение как подходящее для операторов, имеющих склады от 5 тыс. (если это склад-холодильник, то от 1,5 тыс.) кв. м. "АНТ Технологии" несколько расширяют границы: "Мы рекомендуем применять данные технологии всем, — утверждает Александр Усов. — Если, конечно, ваш склад — это не сотня квадратных метров, а объем отгрузок не пять накладных в день. Критериев, определяющих целесообразность таких систем, три: масштаб, интенсивность, сложность".

По мнению Алексея Безлепкина, использование беспроводных технологий выгодно любым складским операторам. "В настоящий момент на рынке существует широкий спектр как дешевых, так и дорогих беспроводных решений для склада, — рассказал он. — Они могут применяться и в небольших фирмах с малым товарооборотом, и на крупных предприятиях с развитой логистической инфраструктурой. Дорогие беспроводные решения отличаются от дешевых более качественным и надежным исполнением оборудования, позволяющим интенсивно эксплуатировать его в круглосуточном режиме и в любых погодных условиях".

Удобно для управления персоналом

Это отдельный и немаловажный аспект: хороших работников недостает не только ИТ-отрасли — дефицит достойных кадров (или их высокая текучесть) сегодня ощущается в самых разных сферах (некоторые эксперты усматривают в этом и демографические причины). Профессии грузчика или кладовщика не относятся к разряду особо престижных, а следовательно, проблемы с кадрами впрямую касаются и складской отрасли. Из быстрой ротации персонала вытекает задача обучения новых сотрудников, а зависимость бизнеса от кладовщика, который лишь "один знает, где что лежит", приводит к серьезным и неоправданным рискам. "С внедрением онлайновых технологий компания перестает зависеть от конкретных сотрудников, — подчеркнул Александр Усов. — Теперь исполнением задач руководит система, которая, во-первых, хорошо "знает" состав и расположение товаров на складе, а во-вторых, не "берет больничный”, не "уходит к конкуренту" и "не шантажирует руководство требованиями о повышении заработной платы". Снижается и время обучения новых сотрудников. Теперь их достаточно научить выполнять простые пошаговые команды, выдаваемые системой на мобильный терминал (или КПК)".

Кроме того, при подобном подходе сотрудники складского комплекса становятся универсальными, т. е. они не разделяются по функциям или группам товаров, за которые отвечают. “Это позволяет настраивать бизнес-процессы с учётом конкретной ситуации и заметно повышает производительность труда, — считает Егор Поляков, руководитель направления “Складская логистика” компании “БУХта”. — И еще: европейский опыт работы крупных складских комплексов показывает, что использование непостоянного штата сотрудников положительно сказывается на эффективности предприятия. В случае превышения плановой загрузки комплекса или нехватки персонала можно временно привлекать внештатных работников, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентом”.

Важным моментом является и мотивация персонала. Поскольку помимо разграничения прав доступа в подобных системах реализована также персонализация всех операций, работа каждого сотрудника становится прозрачной, а ответственность за ошибки и злоупотребления — реальной. Мало того, при этом есть возможность повысить эффективность управления коллективом: “Наличие статистических отчетов по каждому сотруднику о выполнении тех или иных операций позволяет применить систему бонусов за превышение установленного норматива”, — считает Егор Поляков.

Кто поможет обустроить склад?

Несколько слов о тех компаниях, которые сегодня предлагают современные решения для автоматизации склада (оговоримся сразу, что не претендуем на исчерпывающий список "действующих лиц").

Преимущества онлайновых технологий
  • Эффективность (достоверность и объективность картины в любой момент времени позволяет принимать правильные решения).
  • Производительность (можно распараллелить складские процессы: например, проводить подсчет наличия товаров, не останавливая операции отгрузки или приемки товаров).
  • Скорость (изменение информации в системе происходит в момент изменения товарных запасов, нет необходимости ждать, когда работник вернется и предоставит отчет о проделанной работе).
  • Исключение рисков, связанных с человеческим фактором (компания перестает зависеть от конкретных сотрудников, которые знают, где что находится).
  • Надежность (работа системы происходит на центральном компьютере, в случае выхода из строя мобильного устройства информация о предыдущих работах потеряна не будет).
  • Легкость обучения и снижение риска смены персонала (снижаются время обучения и требования к знанию сотрудником свойств товара: нужно просто научить новичка выполнять пошаговые команды, выдаваемые системой).

(По материалам компании "АНТ Технологии")



Версия для печати
свяжитесь с нами: +7 (495) 785 72 28