Результаты IV ежегодного исследования "Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний"

24.02.2011

В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

1.     Основной бизнес компании.
2.     Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
3.     Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
4.     Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
5.     Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
6.     Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
7.     Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
8.     Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
9.     Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
10.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):



Рис. 1. Компании-участницы исследования

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).


 Рис. 2. Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году -  это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.


Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.




Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).



Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.? 

Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).




Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):

  • 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
  • 28% - сокращение данных затрат.


Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).


Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов  (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).


Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

  • Сотрудничество/партнерство в цепях поставок. 
  • RFID. GPS. SCOR. ССП. 
  • Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок
  • Продукты/услуги добавленной стоимости. 
  • Мотивация с учетом результатов цепочки поставок. 
  • Непрерывное улучшение операций. 
  • Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники. 
  • Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды. 
  • Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла. 
  • Управление рисками. Безопасность цепочек поставок. 
  • Стандарты сервиса.  SLA. Предварительное информирование. ECR. 
  • Интеграция/совместимость  информационных систем/ИТ. 
  • Обмен информацией/данными. 
  • Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика. 
  • Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг. 
  • Совместимость корпоративных культур.
  • Прозрачное управление потоками операций.
  • Производительность/эффективность.
  • Синхронизация целей клиента/поставщика.
  • Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
  • Центр знаний (Know How Centre).
  • Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
  • Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.                    
  • Кросс-докинг. Консолидация складов.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):

  1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий. 
  2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала. 
  3. Эффективное управление цепочками поставок. 
  4. Повышение эффективности складской логистики и 
  5. Сокращение затрат на логистику.


Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

На рис. представлена структура данных ответов.








Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и

3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%). 


Рис. 19.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).



Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.

Выводы исследования:

1.   Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
2.   Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
3.   Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
4.   Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

Координационный совет по логистике 

Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд 

тел. +7 (499) 155-0743 +7 (499) 155-0743  155-0830, 155-0180 


WMS Logistics Vision Suite

Управляй складом правильно Узнать подробнее

История успеха

Склад "Метро Груп Логистикс" работает под управлением WMS Logistics Vision Suite & Vocollect Voice

Новости

04.07.2024 Компания "АНТ Технолоджис" отметила 21 год работы на рынке

В конце июня состоялся корпоративный выезд на природу, приуроченный ко дню рождения компании. Увлекательный сплав на байдарках по живописным...

27.06.2024 Производственная компания LITOKOL начала промышленную эксплуатацию системы ant Time Slot Management

По итогам пробного периода складские помещения Ногинского завода LITOKOL подключены к системе ant TSM, на которых осуществляется бронировани...

10.06.2024 Итоги вебинара "Мультипикинг: практика применения в WMS-системе Logistics Vision Suite"

Компания "АНТ Технолоджис" продолжила цикл вебинаров, рассказывающих о лучших практиках, успешно применяемых на складах наших клие...

Все новости

Новости партнеров

02.09.2022 Mantis получает наивысшую награду «Компания Года» на церемонии Supply Chain Awards 2022

Компания Mantis получила награды и призы на церемонии награждения Supply Chain Awards 2022

18.05.2022 Фармацевтический дистрибьютор GAIA повышает производительность электронной коммерции с Logistics Vision Suite

Дистрибьюторское подразделение (PDC Drug Store LLC) по продаже фармацевтических товаров компании GAIA Healthcare из Дубая, ОАЭ оптимизировало процессы электронной коммерции и дистрибуции с Logistics...

22.03.2022 Omonia Trans, 3-PL фулфилмент оператор из Греции повышает качество выполнения заказов с WMS Logistics Vision Suite

Один из старейших 3PL-операторов Греции - Omonia Trans, специализирующийся на продукции fashion-индустрии, для повышения качества обслуживания внедряет WMS Logistics Vision Suite. 

Все новости партнеров

Ваш консультант:

Андрей Хвостиков
+7 (495) 785-72-28

Ваш консультант:
Скачать буклет

Наши клиенты

Награды и достижения