Результаты IV ежегодного исследования "Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний"

В конце 2010 года - начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

1.     Основной бизнес компании.
2.     Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
3.     Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
4.     Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
5.     Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
6.     Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
7.     Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
8.     Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
9.     Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
10.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):



Рис. 1. Компании-участницы исследования

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).


 Рис. 2. Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году -  это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.


Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.




Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).



Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.? 

Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).




Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):

  • 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
  • 28% - сокращение данных затрат.


Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).


Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов  (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).


Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

  • Сотрудничество/партнерство в цепях поставок. 
  • RFID. GPS. SCOR. ССП. 
  • Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок
  • Продукты/услуги добавленной стоимости. 
  • Мотивация с учетом результатов цепочки поставок. 
  • Непрерывное улучшение операций. 
  • Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники. 
  • Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды. 
  • Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла. 
  • Управление рисками. Безопасность цепочек поставок. 
  • Стандарты сервиса.  SLA. Предварительное информирование. ECR. 
  • Интеграция/совместимость  информационных систем/ИТ. 
  • Обмен информацией/данными. 
  • Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика. 
  • Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг. 
  • Совместимость корпоративных культур.
  • Прозрачное управление потоками операций.
  • Производительность/эффективность.
  • Синхронизация целей клиента/поставщика.
  • Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
  • Центр знаний (Know How Centre).
  • Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
  • Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.                    
  • Кросс-докинг. Консолидация складов.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):

  1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий. 
  2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала. 
  3. Эффективное управление цепочками поставок. 
  4. Повышение эффективности складской логистики и 
  5. Сокращение затрат на логистику.


Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

На рис. представлена структура данных ответов.








Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и

3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%). 


Рис. 19.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).



Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.

Выводы исследования:

1.   Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
2.   Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
3.   Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
4.   Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

Координационный совет по логистике 

Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд 

тел. +7 (499) 155-0743 +7 (499) 155-0743  155-0830, 155-0180 

logist@ec-logistics.ru    www.ccl-logistics.ru



Версия для печати
свяжитесь с нами: +7 (495) 785 72 28